Наиболее распространенные угрозы доступности
Самыми частыми и опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Иногда такие ошибки являются непосредственными угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшие крах системы), иногда они создают уязвимости, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования). По некоторым данным, до 65% потерь — следствие непреднамеренных ошибок. Пожары и наводнения можно считать пустяками по сравнению с безграмотностью и неорганизованностью.
Очевидно, самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками — это максимальная автоматизация и строгий контроль за правильностью совершаемых действий.
Другие угрозы доступности классифицируем по компонентам ИС, на которые нацелены угрозы:
- отказ пользователей;
- внутренний отказ информационной системы;
- отказ поддерживающей инфраструктуры.
Обычно применительно к пользователям рассматриваются следующие угрозы:
- нежелание работать с информационной системой (чаще всего проявляется при необходимости осваивать новое и при расхождении между запросами пользователей и фактическими возможностями и техническими характеристиками);
- невозможность работать с системой, так как нет соответствующей подготовки (недостаток общей компьютерной грамотности и культуры, неумение интерпретировать диагностические сообщения, неумение работать с документацией и т.п.);
- невозможность работать с системой из-за отсутствия технической поддержки (неполнота документации, невозможность получения справочной информации и т.п.).
Основными источниками внутренних отказов являются:
- отступление (случайное или умышленное) от установленных правил эксплуатации;
- выход системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователей или обслуживающего персонала (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и т.п.);
- ошибки при (пере)конфигурировании системы;
- отказы программного и аппаратного обеспечения;
- разрушение данных;
- разрушение или повреждение аппаратуры.
По отношению к поддерживающей инфраструктуре рекомендуется рассматривать следующие угрозы:
- нарушение работы (случайное или умышленное) систем связи, электропитания, водо- и/или теплоснабжения, кондиционирования;
- разрушение или повреждение помещений;
- невозможность или нежелание выполнения обслуживающим персоналом и/или пользователями своих обязанностей (гражданские беспорядки, аварии на транспорте, террористический акт или его угроза, забастовка и т.п.).
Весьма опасны так называемые обиженные сотрудники — нынешние и бывшие. Как правило, их действиями руководит желание нанести вред организации-обидчику, например: повредить оборудование; встроить логическую "бомбу", которая со временем разрушит программы и/или данные; удалить данные и т.д. Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны вредить весьма эффективно. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа (логического и физического) к информационным ресурсам аннулировались.
Опасны, разумеется, стихийные бедствия и события, воспринимаемые как стихийные бедствия — пожары, наводнения, землетрясения, ураганы. По статистике, на долю огня, воды и аналогичных "злоумышленников" (среди которых самый опасный — низкое качество электропитания и его перебои) приходится 13% потерь, нанесенных информационным системам.