Архитектуры для государственных ведомств

       

Основные компоненты


Мы уже отмечали, что на региональном уровне и уровне крупных муниципалитетов, как правило, отсутствует необходимость в разработке собственной методологии описания архитектуры. Таким образом, основная проблема состоит не в создании собственной методологии, а в обосновании перед руководством региона или города необходимости практической организации разработки архитектуры и обеспечении долгосрочной поддержки со стороны высшего руководства этих усилий. Ощутимые результаты могут быть получены не сразу, поэтому есть риск угасания интереса к работе, переключения на другие приоритеты и поиск другой "палочки-выручалочки", которая якобы "быстро и безболезненно" решит все проблемы создания, развития и использования информационно-коммуникационных технологий в городе или регионе.

Известные нам практические примеры – описание архитектуры уровня отдельных штатов США, отдельных городов Северной Америки и Европы – основаны на использовании какой-либо одной из известных на практике методологий. При этом нам встречались случаи, когда в основу работ были положены, например, методологии META Group или Gartner.

Спецификой органов государственного управления является то, что они в силу ряда причин должны более явно, четко и структурировано делать достоянием общественности информацию, описывающую практику использования информационных технологий. Это связано как с большей формальной подотчетностью органов власти перед обществом (публичная ответственность государства перед налогоплательщиками) и вышестоящими органами, так и с масштабами, т.е. необходимостью более четко распространять информацию об общей архитектуре, принятых стандартах и правилах достаточно большому количеству людей, рассредоточенных по различным ведомствам. То есть архитектура информационных технологий правительства соответствующего уровня – это механизм распространения информации о соответствующих, связанных с ИТ вопросах внутри ведомств, между ведомствами и с обществом. По крайней мере, так это выглядит в теории, чего нельзя сказать в полной мере об отечественной практике.




В курсе "Архитектура предприятия" в начале лекции, посвященной основным элементам архитектуры предприятия, мы отмечали, что это понятие включает формулировку принципов, целей, задач, стратегий, а также разработку моделей для отдельных доменов архитектуры и, наконец, связанные с ними стандарты, правила и т.д. Мы также приводили примеры архитектурных принципов, которые абсолютно применимы и для органов государственного управления любого уровня.

Остановимся на таких аспектах архитектуры, как цели, задачи и стратегии, и приведем соответствующие примеры. Цели, задачи и обеспечивающие эти задачи стратегии определяются уровнем развития информационных технологий и соответствующими потребностями в них. В качестве примера приведем выдержки с описаниями целей и стратегий Департамента информационных технологий штата Вашингтон, США. .

В этом документе сформулированы следующие высокоуровневые цели на 2005-2007 года:

  • максимизировать использование существующей ИТ-инфраструктуры;
  • обеспечить основанный на сотрудничестве и совместной работе подход к решению бизнес-проблем;
  • стимулировать инновационное использование технологий через общее видение, процессы стратегического планирования и формулирование соответствующих политик;
  • обеспечить высокий уровень партнерства между ИТ-службами и другими подразделениями за счет предоставления высококлассных ИТ-услуг;
  • обеспечить экономически эффективный доступ к технологическим продуктам и услугам за счет агрегирования запросов различных государственных ведомств;
  • повысить уровень доверия граждан к государству через надежное предоставление услуг.


Для достижения этих целей были сформулированы следующие задачи и обеспечивающие решение этих задач стратегии (мы комбинировали для краткости задачи и стратегии на 2003-2005 и 2005-2007 года).


Содержание раздела